Главная страница Контакты Карта сайта
«В монотипии могут работать люди
с художественным темпераментом, изощренным глазом,
смелой рукой и тонким артистическим вкусом»
П. Е. Корнилов
ArinaDaur.ru    Творчество    Монотипия

Монотипия



Монотипией занимаюсь много лет,  и интерес к этой технике только растет. По образованию я художник декоративно-прикладного искусства, а точнее керамист. Люблю иметь дело с пластическим объемом и работать над оттачиванием формы.  Глина и фарфор –  мой любимый материал неисчерпаемых возможностей творческого осмысления объема.

Еще одна страсть – это живопись, где композиция на плоскости является исследованием пространства. Это длительная работа с натуры. Особый интерес для меня представляет техника старых мастеров. Она требует долгого собирания энергии в одну работу, осмысления и продуманности каждого шага.

А что же такое – монотипия?

Монотипия: моно – один, типус – отпечаток (греч.)
Эта графическая техника максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление.

Вот уже много лет меня не перестает удивлять и восхищать работа над художественным образом, где главным инструментом является зрение.  С рождения дано нам великое, неоценимое счастье – зрение. Через него мы получаем моментальную и глубинную информацию. Визуальная память огромна, а фантазия, зрение и генетическая память дают художнику возможность смоделировать новый  условный мир.  

В детстве, когда фантазия свободна и беспечна, когда есть время смотреть в небо, мы видим не только проплывающие облака, освещенные солнцем воздушные объемы, но находим там все образы, навеянные реальностью и сказками, которые являют собой еще почти неразрывное целое.

Что за работу совершает зрение и сознание?

Давайте создадим ситуацию хаотически-живописного пятна намеренно. Возьмем небольшой лист бумаги, темную краску или тушь, тонкие и средние кисти, бумагу  различной фактуры – гладкую, лощенную, пористую. Свободно нанесем краску на бумагу и, пока она не высохла, коснемся другим листом. Далее – варианты разные. Можно листы разнять резко, или плавно вращая. Результат получения зеркальной красочной пары будет различным. Открыв, вы обнаружите два неповторимых зеркальных живописно-графических пятна. Основа для полета воображения готова.

Разнообразие тончайших тональных переходов в этих пятнах, удивительное сочетание различных фактур, дают возможность увидеть то, на что настроен в данный момент художник. Стоит лишь повернуть лист с красочным пятном в ту или иную сторону, и явятся новые образы. В одном случае  ориентиром может служить ощущение масштаба, и  возникнет пейзаж. Нарисуйте крохотную птичку рядом с пятном, и оно превратится в горный хребет или берег моря. Дайте намек на крохотное  деревце, и ваши  глаза прочтут миниатюрный пейзаж. Если вы увидели направленное движение в пятне, оно в состоянии превратить эту ассоциацию в танец,  и тогда можно расшифровать намек на стиль, почувствовать характер, найти портреты друзей или увидеть мифологические персонажи.

Монотипия – это импровизация внутреннего мира в заданной ситуации. А, как известно, импровизацию нельзя достать из пустоты. Чем богаче внутренний мир, тем интереснее импровизация. Мы полагаемся на свою интуицию. Интуэри по-латыни означает «смотри зорко».

Есть тонкий момент в альянсе авторского вмешательства –  не испортить стихию графического пятна. Безусловно, выручает умение рисовать. Техникой монотипии свободно владеют многие художники, правда,  редко воспринимая ее серьезно, предпочитая волевые способы в изображении.

Создание монотипии – это не замена исследовательского рисунка, где карандаш способен изображать, изучая предмет и пространство, рисуя с натуры. Это, скорее, тренировка глаза на способность мыслить визуальными образами и благодарность к неповторимой единственности случая. Образно я вижу огромный хрустальный шар с тысячами тысяч плоских сияющих граней. Когда идет работа мысли, он начинает свое движение в разных направлениях с целью поиска той единственной грани, которая, встретившись с данным пятном, дает сияние лучика, озаряет наше сознание, и мы встречаемся. Дорогого стоят эти встречи. Как будто легкий намек дает подсказку сознанию. И воображение  достает из памяти образы, примеривает или отвергает их. И вдруг, как точный укол шпагой, – оп! – попадание в цель. 

Возможность увидеть образ в хаосе красочного пятна и довести его до убедительной поэтической реальности является практически «волшебством». Простота и легкость получения красочного пятна сопряжена с очень непростой задачей композиционного завершения, и здесь мне приходит на помощь школа живописи старых мастеров.

Окончив ЛВПХУ им. Мухиной, я занималась разлюбезной моему сердцу керамикой и никогда незабываемой живописью. Занятия монотипией были всегда тем, что англичане называют Take it easy («возьми легко»). Это напоминало мне графику японцев с их знаменитым стилем свободного запястья. Я стала ценить единственность касания кисти, понимая ценность мгновения. И вот наступил тот момент, когда я решилась выставить свои монотипии на суд зрителей. Этого бы не случилось, не наткнись я однажды на цитату Леонардо да Винчи:

«Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и  может показаться ничтожным и почти смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если  рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме…». Леонардо да Винчи «Суждения о науке и искусстве» - СПб, Азбука, 1998, с.58.

P.S. Коллекции моих монотипий многократно выставлялись на персональных выставках, всегда вызывая живой интерес у публики. В 2002 году состоялась персональная выставка во Франции в Страсбурге в здании Совета Европы. 

Художник Арина Даур


   МАСТЕР КЛАСС ПО МОНОТИПИИ ОНЛАЙН

 



О фестивале монотипии в Хельсинки
Сайт fin.rs-gov.ru пишет о VI Международном Фестивале Монотипии в столице Финляндии в Хельсинки далее
Словесная увертюра к монотипическому изображению
Монотипия – один из удивительных видов изобразительного искусства. Монотипия дает возможность поиска изобразительного языка. В её способе лежит возможность обращения к бесконечным внутренним резервам. Это некая провокация, направленная в мир фантазии.  далее
Монотипия как...
Монотипия, как способ зоркого смотрения, как восхищение нерукотворным, как коллекция господина Случая, как чудо, которое всегда с тобой...  далее
Новости и объявления


Дополнительно по теме
\  border=


Арина Даур в сообществах







Галерея

Перейти в галерею работ
  Перейти в ГалереюПионы. Живопись.
Арина Даур



Выставка Живописная история
с 13 декабря 2016 по 13 января 2017г. в Выставочном зале Центра книги и графики в Санкт-Петербурге на Литейном 55 пройдет выставка Живописная история


Лермонтовский элемент, - выставка Арины Даур
С 11 октября 2016 в Санкт-Петербурге в Центральной библиотеке им.М.Ю.Лермонтова пройдет выставка «Лермонтовский элемент» художника Арины Даур