![]() |
«В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом» П. Е. Корнилов |
![]() | ![]() | ![]() |
Монотипия | |||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Монотипией занимаюсь много лет, и интерес к этой технике только растет. По образованию я художник декоративно-прикладного искусства, а точнее керамист. Люблю иметь дело с пластическим объемом и работать над оттачиванием формы. Глина и фарфор – мой любимый материал неисчерпаемых возможностей творческого осмысления объема. А что же такое – монотипия?Монотипия: моно – один, типус – отпечаток (греч.)Эта графическая техника максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление. Вот уже много лет меня не перестает удивлять и восхищать работа над художественным образом, где главным инструментом является зрение. С рождения дано нам великое, неоценимое счастье – зрение. Через него мы получаем моментальную и глубинную информацию. Визуальная память огромна, а фантазия, зрение и генетическая память дают художнику возможность смоделировать новый условный мир. В детстве, когда фантазия свободна и беспечна, когда есть время смотреть в небо, мы видим не только проплывающие облака, освещенные солнцем воздушные объемы, но находим там все образы, навеянные реальностью и сказками, которые являют собой еще почти неразрывное целое. Что за работу совершает зрение и сознание? Давайте создадим ситуацию хаотически-живописного пятна намеренно. Возьмем небольшой лист бумаги, темную краску или тушь, тонкие и средние кисти, бумагу различной фактуры – гладкую, лощенную, пористую. Свободно нанесем краску на бумагу и, пока она не высохла, коснемся другим листом. Далее – варианты разные. Можно листы разнять резко, или плавно вращая. Результат получения зеркальной красочной пары будет различным. Открыв, вы обнаружите два неповторимых зеркальных живописно-графических пятна. Основа для полета воображения готова. Разнообразие тончайших тональных переходов в этих пятнах, удивительное сочетание различных фактур, дают возможность увидеть то, на что настроен в данный момент художник. Стоит лишь повернуть лист с красочным пятном в ту или иную сторону, и явятся новые образы. В одном случае ориентиром может служить ощущение масштаба, и возникнет пейзаж. Нарисуйте крохотную птичку рядом с пятном, и оно превратится в горный хребет или берег моря. Дайте намек на крохотное деревце, и ваши глаза прочтут миниатюрный пейзаж. Если вы увидели направленное движение в пятне, оно в состоянии превратить эту ассоциацию в танец, и тогда можно расшифровать намек на стиль, почувствовать характер, найти портреты друзей или увидеть мифологические персонажи. Монотипия – это импровизация внутреннего мира в заданной ситуации. А, как известно, импровизацию нельзя достать из пустоты. Чем богаче внутренний мир, тем интереснее импровизация. Мы полагаемся на свою интуицию. Интуэри по-латыни означает «смотри зорко». Есть тонкий момент в альянсе авторского вмешательства – не испортить стихию графического пятна. Безусловно, выручает умение рисовать. Техникой монотипии свободно владеют многие художники, правда, редко воспринимая ее серьезно, предпочитая волевые способы в изображении. Создание монотипии – это не замена исследовательского рисунка, где карандаш способен изображать, изучая предмет и пространство, рисуя с натуры. Это, скорее, тренировка глаза на способность мыслить визуальными образами и благодарность к неповторимой единственности случая. Образно я вижу огромный хрустальный шар с тысячами тысяч плоских сияющих граней. Когда идет работа мысли, он начинает свое движение в разных направлениях с целью поиска той единственной грани, которая, встретившись с данным пятном, дает сияние лучика, озаряет наше сознание, и мы встречаемся. Дорогого стоят эти встречи. Как будто легкий намек дает подсказку сознанию. И воображение достает из памяти образы, примеривает или отвергает их. И вдруг, как точный укол шпагой, – оп! – попадание в цель. Возможность увидеть образ в хаосе красочного пятна и довести его до убедительной поэтической реальности является практически «волшебством». Простота и легкость получения красочного пятна сопряжена с очень непростой задачей композиционного завершения, и здесь мне приходит на помощь школа живописи старых мастеров. Окончив ЛВПХУ им. Мухиной, я занималась разлюбезной моему сердцу керамикой и никогда незабываемой живописью. Занятия монотипией были всегда тем, что англичане называют Take it easy («возьми легко»). Это напоминало мне графику японцев с их знаменитым стилем свободного запястья. Я стала ценить единственность касания кисти, понимая ценность мгновения. И вот наступил тот момент, когда я решилась выставить свои монотипии на суд зрителей. Этого бы не случилось, не наткнись я однажды на цитату Леонардо да Винчи: P.S. Коллекции моих монотипий многократно выставлялись на персональных выставках, всегда вызывая живой интерес у публики. В 2002 году состоялась персональная выставка во Франции в Страсбурге в здании Совета Европы.
| ![]() |
Галерея
|
Арина Даур. Живопись, монотипия, керамика, силуэт
email: arindersen@yandex.ru тел.: +7 (921) 777-9-777 Copyright, 2023 Поддержка сайта
AMORI Group, интернет-агентство |
ГЛАВНОЕ: Монотипия, обучение живописи в Петербурге, живопись, СТУДИЯ-МАСТЕРСКАЯ
техника старых мастеров репродукции картин старых мастеров, продажа картин |